Современный рынок косметики изобилует колоссальным количеством самых разных видов шампуней: от классических средств с лаконичной надписью «против перхоти» на упаковке, до профессиональных составов, использующихся косметологами и квалифицированными парикмахерами. В этой круговерти порой легко потеряться и для того, чтобы этого не произошло, предлагаем вам прочесть подробную статью о том, что вообще включает в себя определение слова «шампунь», а также об особенностях его выбора и мифах, связанных с ним.
Что есть шампунь, его состав
Если заглянуть в толковый словарь, то можно узнать, что под этим словом чаще всего понимается густая жидкость с приятным ароматом, предназначенная для мытья головы. Уточняется, что шампунь бывает не только жидкого, но и «порошкового» вида, и считается одним из самых распространённых средств по уходу за волосами во всём мире.
В основе фактически любого средства для мытья волос лежат так называемые поверхностно-активные вещества (сокращённо ПАВы), вода, а также кондиционирующие вещества и различные добавки (как натуральные, так и искусственно синтезируемые).
История появления
История самого популярного средства для мытья волос берёт своё начало во времена Британской Империи, когда колонисты позаимствовали секрет индусов, втиравших в волосы на голове масло цветка под названием «чампа» (созвучно, не так ли?). Добавив к этому ингредиенту простенькую «базу» из мыльного раствора и соды, британские парикмахеры стали называть состав shampoo.
Интересно! Если верить статистическим данным, на сегодня оборот рынка шампуней составляет около 25 триллионов (!) долларов.
Поскольку англичане никогда не упускали возможности налаживания прибыльных торговых отношений с остальными странами, пресловутые shampoo стали достаточно быстро и крупными партиями поставляться в цивилизованные страны, где обретали сумасшедшую популярность у местных модниц.
Виды шампуней
В зависимости от состава и предназначения, косметологи выделяют 4 основных типа шампуней:
- увлажняющие и ухаживающие;
- придающие объём и интенсивно очищающие;
- нейтральные (к таким чаще всего относят детские);
- шампуни против перхоти.
Представители первой группы в масс-маркете могут маскироваться под этикетками с надписями «2 в 1», «увлажняющий», «для окрашенных волос», «восстанавливающий». Цена на такие шампуни всегда немного выше, чем на обычные, однако некоторые компании выпускают действительно достойные средства, на «отлично» справляющиеся со своей основной задачей. К таковым можно отнести шампуни от Dove или Pantene.
Что касается предназначения увлажняющих шампуней, то оно заключается в том, чтобы защитить волос, создав на его поверхности специальную плёнку, которая определённым образом заменяет смываемые при мытье головы вещества. В составах подобных средств чаще всего не найти агрессивных ПАВ, за что их и ценят те, кто привык бережно относиться к собственной шевелюре. Среди мягких и щадящих реагентов состава можно найти специальный лаурил, силиконы, полимеры или поликваты.
Внимание! Не стоит слишком верить рекламе, уверяющей, что входящие в состав шампуня протеины или пантенол окажут на волосы невероятный восстановительный эффект, запустив в них мощные регенерационные процессы. На самом деле, для того чтобы протеин смог проникнуть в повреждённый волос, он должен находиться на нём не менее 5 часов при температуре помещения в 37 градусов. Стоит ли говорить, что большая часть его обычно смывается во время мытья головы?
Перейдём к средствам для максимального очищения и придания объёма. Чаще всего такие шампуни действительно хорошо очищают волосы, однако содержат в своём составе при этом вредные сульфаты вроде SLS, ALS или SLES. Наличие сульфатов в составе позволяет реагентам легко проникать в кожу головы, глубоко очищая и её, и сам волос от сальных выделений, однако при длительном пользовании этот эффект ослабляется, а структура волоса значительно ухудшается, что приводит к их повреждению.
Внимание! Такие шампуни лучше всего использовать только в тех случаях, если вы ежедневно укладываете волосы лаками или гелями на основе силикона: остатки гелей легче всего смыть агрессивными сульфатами.
Что касается детских средств для мытья волос, то они обычно не только не щиплют глазки (что само по себе – уже «плюс»), но и оказывают самое мягкое воздействие на кожу головы. Правда, есть у них и свои недостатки: они хуже всего мылятся и, как следствие, хуже всего смывают загрязнения, поэтому голову при мытье ими придётся порой намыливать по несколько раз.
Если же говорить о шампунях против перхоти, то их часто обозначают на прилавках магазинов этикетками с надписями «для сухой кожи головы» либо «дегтярный шампунь». Аптечные бренды гораздо лучше справляются с перхотью, однако и в масс-маркете можно найти пару действительно качественных средств. Для того чтобы при регулярном мытье не возникало раздражения, производители стараются минимизировать количество в таких шампунях агрессивных ПАВ.
Внимание! Фактически ни один шампунь против перхоти из масс-маркета не борется с её первоисточником, а лишь помогает сдерживать её развитие и несколько сокращает появление. Для того, чтобы полностью избавиться от неприятных отшелушивающихся частичек кожи головы, необходимо обратиться к профессиональной косметике для волос с активными SLS в составе и специальными ингредиентами.
Как выбрать шампунь
При выборе шампуня опирайтесь, прежде всего, на тип собственных волос и результат, на который вы ориентируетесь: ни в коем случае не отдавайте своё предпочтение дешёвым маркам с агрессивными сульфатами в составе, если хотите восстановить повреждённый волос. Напротив, если необходимо глубокое очищение, лучше взять шампунь на основе SLS, однако злоупотреблять им не стоит.
Обращайте внимание не только на масс-маркет, но и на профессиональную косметику. Существует стереотип, что последняя стоит гораздо дороже, однако если обратить внимание на цены современных «топовых» марок масс-маркета, то можно понять, что порой профессиональная косметика обойдётся даже дешевле, а эффект от неё при этом будет куда лучше.
Мифы о шампуне
Напоследок развеем пару мифов.
Миф первый: шампунь нужно периодически (каждые 2/3/6 месяцев) менять, дабы кожа головы к нему не «привыкала». На самом деле, периодическая смена средства вовсе не является необходимостью, и менять его стоит только при неудовлетворительном результате после мытья.
Миф второй: одним шампунем, если он качественный, можно мыться всем членам семьи. На самом деле Ph кожи разный у каждого человека, не говоря уже о целой куче дополнительных параметров, которые следует учитывать при подборе средства для мытья волос, поэтому вести всех «под одну гребёнку», а точнее – упаковку, явно не следует.
Миф третий: вредно мыть голову каждый день. На самом деле, в условиях жизни в мегаполисе с огромным количеством атмосферных загрязнений, каждый день оседающих на волосах, мыть голову каждый день даже нужно, однако для этого лучше всё же подбирать средства с пометкой «для ежедневного применения».